Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья. Этот период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования своих возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Все эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием учащихся.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного оздоровительного лагеря. Отличительной особенностью программы работы пришкольного лагеря является то, что в ней реализуется подход к организации патриотического воспитания ребенка, представление возможностей для раскрытия творческих способностей, создание условий для самореализации детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры как толерантность, нравственность, разносторонне развитая творческая личность, способная нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. При составлении программы учитывались традиции родного края, возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
• патриотическое
• экологическое
• образовательно - досуговое
• спортивно -оздоровительное
• эстетическое
• трудовое
Основные формы работы:
• игра;
• соревнование и конкурс;
• поручение;
• наблюдение;
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
• начальник лагеря
• воспитатели (из числа педагогов школы)
повар
• рабочий по уборке помещений
• рабочий по кухне.
Структура работы лагеря
Работа лагеря подчинена единому режиму. Группа создается с учётом возраста и интересов учащихся, санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности. Воспитатели назначаются приказом по школе из числа сотрудников педагогического коллектива. Для создания комфортности продумывается оформление лагеря, подготавливаются : игровая комната, актовый зал, теннисный зал, шахматный клуб, бильярдная, экологический клуб «Лотос», музей «Память Хасана» Ежедневно в лагере проводится утренняя линейка, на которой сообщается о мероприятиях на день, награждаются ребята, отличившиеся в предыдущий день. Каждый ребёнок по окончанию смены получает благодарность: за творческое участие, за победу, за верность лагерю «Дружба».
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности.
Работа лагеря «Дружба» ведется по направлениям:
Патриотическое:
Задачи:
• пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
• формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
• формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
• возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
• «Россия- родина моя»;
• Концерт «О Родине пою»;
• Мастерская Карандаша.
«Моя малая Родина-Хасан»;
• Просмотр видеоролика о Хасане;
• Беседа «Символика Российской Федерации».
Одним из направлений патриотического воспитания является воспитание любви к Родине, родному краю, а также уважительное отношение к национальным героям и ветеранам войны и труда, к старшему поколению, в том числе своим родным и близким. Воспитываются патриотизм, терпимость и уважительное отношение к людям разных национальностей, людям, сделавшим что-то значимое для страны. Также изучаются история и культура различных народов, что расширяет кругозор.
Экологическое:
Задачи:
• воспитать бережное отношение к природе;
• уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
• Экологический десант;
• участие в экологических акциях;
• 5 июня – Всемирный день окружающей среды;
• Проектирование деятельности по защите окружающей среды;
• Поделки из природного материала.
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением, развитие экологической культуры ребят и воспитание человека будущего – всесторонне развитой личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой. Поэтому необходимо дать детям соответствующие знания о различных аспектах взаимодействия природы и общества, воспитывать в каждом ребенке чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Образовательно — досуговое:
Задачи:
• расширение знаний об окружающем мире;
• формировать навыки культурного поведения и общения;
Основные формы организации:
• беседы;
• познавательные игры;
• чемпионат лагеря по шашкам, шахматам
Это направление воспитательной работы дает возможность ученикам участвовать в коллективных творческих делах, с пользой проводить свободное время, вырабатывает негативное отношение к вредным привычкам и бесполезным занятиям.
Спортивно -оздоровительное:
Задачи:
• вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
• выработка и укрепление гигиенических навыков;
• расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
• утренняя зарядка;
• спортивные игры на площадке;
• подвижные игры на свежем воздухе;
• эстафеты;
Рассматриваются темы, которые могли бы побудить учеников вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физической культурой, уважительно относиться к тем, кто занимается спортом, в том числе и одноклассникам.
Эстетическое:
Задачи:
• пробуждать в детях чувство прекрасного;
• формировать навыки культурного поведения и общения;
• прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
• конкурсы рисунков, поделок;
• мастер — классы;
• просмотры видеофильмов;
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Трудовое:
Задачи:
• воспитание учащихся уважительному отношению к собственному труду и труду других людей.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
• бытовой самообслуживающий труд;
• общественно значимый труд